Образовательные стандарты (ГДДВ)

 

Образовательные стандарты (ГДДВ)

  Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться  федеральным государственным образовательным стандартом. Такой стандарт утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384).

Стандарт дошкольного образования  это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый  стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.

  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

  В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

 

План действий (дорожная карта)

по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в МОУ гимназии № 18  имени В.Г. Соколова группах детей дошкольного возраста

 

Цель: создать систему организационно – управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного стандарта дошкольного образования в дошкольных группах гимназии № 18

Задачи:

1. Создать условия для введения и реализации ФГОС ДО в дошкольных группах гимназии № 18

2. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно- правовую базу дошкольных группах гимназии № 18

3. Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС ДО.

4. Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС ДО.

5. Организовать эффективную кадровую политику в дошкольных группах гимназии № 18.

№ п/п

Виды деятельности / мероприятия

Ожидаемые результаты

Индикаторы и показатели достижения результатов

Сроки проведения

Ответственные

I. Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО

 

1.1

Разработка и утверждение приказа «Об утверждении плана – графика по введению ФГОС дошкольного образования»

Создана рабочая группа,  координирующая организационное и методическое сопровождение  по введению ФГОС ДО в работу дошкольных групп гимназии № 18

Определена система мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ДО

Приказ «Об утверждении плана – графика по введению ФГОС дошкольного образования»

План – график  мероприятий по введению ФГОС ДО в дошкольных группах гимназии № 18.

июнь 2014 года

Зам. директора гимназии по УВР

1.2

Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО

Сформирован банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующий введение и реализацию ФГОС ДО.

Нормативно – правовые документы различного уровня

регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО

В течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

Старший воспитатель

1.3

Внесение изменений в локальные акты дошкольных  групп гимназии № 18 в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 Внесены изменения в локальные акты:

Устав

Должностные инструкции педагогических работников

Положение об оплате труда работников (стимулирующих  

     надбавок  доплат, порядка    и размеров премирования)

План-график повышения квалификации и переподготовки  педагогических кадров  

Договор  с родителями

Обновлены договоры взаимодействия с:

Рыбинским государственным историко – архитектурным и художественным музеем-заповедником

Рыбинским театром кукол

Заключен новый договор с

ЦГБ «БИЦ «Радуга»

Обновление других локальных актов процесса введения ФГОС ДО.

Наличие локальных актов, измененных в соответствии с требованиями ФГОС ДО, регламентирующих деятельность дошкольных групп гимназии № 18 в условиях введения ФГОС ДО

с августа 2014 года по 2015 год

Директор гимназии

1.4

Анализ условий реализации ФГОС ДО  в дошкольных группах гимназии № 18: психолого-педагогических,

кадровых, материально-технических, финансовых.

Определены стартовые условий введения ФГОС ДО

Аналитическая справка о ресурсном обеспечении введения ФГОС ДО.

Разработан план действий введения ФГОС ДО.

Август – сентябрь  2014 года

Зам. директора гимназии по УВР

1.5

Утверждение  основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18 в соответствии с  требованиям ФГОС ДО

 

 

Утверждена основная общеобразовательная программа  дошкольных групп гимназии № 18

Приказ об утверждении основной общеобразовательной программы дошкольных групп гимназии № 18

 

 

Декабрь 2014 года

Директор гимназии № 18

Зам. директора гимназии по УВР

1.6

Комплектование методического кабинета литературой, пособиями и другими дидактическими материалами, для

использования  в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

Приобретена методическая литература, дидактические пособия необходимые  для введения ФГОС ДО

 

Картотека методической литературы,  пособий и других дидактических материалов  в соответствии с ФГОС ДО

в течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

Старший воспитатель

II. Создание организационного обеспечения реализации  ФГОС ДО

 

2.1

Организация деятельности рабочей группы по введению ФГОС ДО:

Создана рабочая группа

по введению ФГОС ДО

 

 

Положение о рабочей группы

 

 

 

Июнь 2014 года

Зам. директора гимназии по УВР

 

2.1.1

Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных групп гимназии № 18 в соответствии с ФГОС с последующим обсуждением изученного материала

Проведено инструктивно-методическое совещание по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС ДО

 

Наличие комментариев к нормативно – правовым документам различного уровня

регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО

Август 2014 года

Рабочая группа

2.1.2

Подготовка и проведение образовательных событий по вопросам введения ФГОС ДО

Проведены:

-Педсовет: «Развитие образовательной системы в условиях изменения законодательства в сфере образования»

-Семинар: «ФГОС ДО - новые ориентиры развития дошкольного образования»

- Педагогический тренинг:«Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС ДО».

Наличие сценариев проведения педсовета, семинара, педагогического тренинга. Факт проведения мероприятий.

Презентации.

Глоссарий по основным понятиям ФГОС ДО.

Буклет  «Содержание образовательных областей и характеристика деятельности педагога по их реализации в соответствии ФГОС ДО»

 

Август 2014 года

 

 

 

 

Сентябрь 2014 года

 

Февраль 2014 года

 

 

Рабочая группа

2.1.3

Разработка основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18 в соответствии с  требованиям ФГОС ДО

Создана основная общеобразовательная программа  дошкольных групп гимназии № 18

 

 

Основная общеобразовательная программа  дошкольных групп гимназии № 18

Декабрь 2014 года

Рабочая группа

2.1.4

Привлечение педагогов к накоплению идей по введению ФГОС ДО

Создана копилка идей  по вопросам введения ФГОС ДО.

 

Буклет «Инновационные идеи по введению ФГОС ДО»

Сентябрь 2015 года

Рабочая группа

2.2

Создание системы работы, обеспечивающей сопровождение педагогических работников в процессе введения ФГОС ДО:

Создана система методической работы в ГДДВ гимназии № 18, обеспечивающей сопровождение педагогических работников в процессе введения ФГОС ДО.

 

100%  педагогов охвачено методическим сопровождением

 

Декабрь 2014 года

Старший воспитатель

2.2.1

Анкетирование педагогов

«Возникающие трудности при реализации ФГОС ДО в условиях дошкольной организации»

Проведен анализ возникающих трудности при реализации ФГОС ДО в условиях дошкольных групп гимназии № 18

Разработаны  и проведены консультации по итогам анкетирования

 

Наличие консультаций. Факт проведения консультаций.

индивидуальных, по возрастным группам,  с молодыми специалистами.

 

Октябрь 2014 года

Апрель 2014 года

Старший воспитатель

2.2.2

Организация работы внутреннего постоянно действующего семинара для педагогов по теме «ФГОС ДО,  плавный переход на новый стандарт дошкольного образования»

 

Проведены семинары по темам:

1. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры.

 2. Аспекты образовательной  среды в соответствии с ФГОС ДО:

- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

-Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных задач

 

- Взаимодействие детей друг с другом

 

-Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе

Наличие сценариев проведения  семинаров Факт проведения мероприятий.

Информационное сообщение «Целевые ориентиры образования в соответствии с возрастом ребенка»

Презентация: «Методические рекомендации   по организации образовательной среды   в соответствии с ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2014 года - март 2015 года

Старший воспитатель

2.2.3

Кураторство педагогов по вопросам  планирования и организации педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО

 

 

Разработаны материалы по обеспечению планирования деятельности.

Факт проведения. Наличие разработок по планированию и организации педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО в соответствии с разделами:

1.Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми 

2. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 

3. Непосредственно организованная образовательная деятельность

 

 

4.Обновленные документы для образовательного паспорта  групп с учётом введения ФГОС дошкольного образования: режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности

 

Сентябрь 2014 года –  май 2015 года

 

2.3

Организация взаимодействия  дошкольных групп с начальными классами гимназии № 18 в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Обеспечена преемственность дошкольных групп  и начальных классов гимназии № 18  в условиях реализации ФГОС ДО

 

Проведено совместное заседание кафедры дошкольного и начального образования по вопросу:

Изучение нормативно – правовых  документов по введению  ФГОС  НОО и ФГОС ДО;

Анализ преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Корректировка модели взаимодействия дошкольных групп   с начальными классами гимназии № 18

 

Факт проведения кафедр. Наличие материалов с заседания кафедр.

Модель взаимодействия дошкольных групп   с начальными классами гимназии № 18 в соответствии с ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2014 года –  май 2015 года

Зав. кафедрой

2.4

Привлечение социальных партнеров, для решения задач ФГОС ДО

Заключены и обновлены договоры с   ЦГБ «БИЦ «Радуга»,

Рыбинским государственным историко – архитектурным и художественным музеем- заповедником, Рыбинским театром кукол и организовано взаимодействие  с

социальными партнерами по реализации  требований ФГОС ДО

Договор

План работы с социальными партнерами

в течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

 

III. Создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО

3.1.

Повышение квалификации педагогических работников дошкольных групп гимназии № 18  по вопросам введения ФГОС ДО.

Повышена профессиональная компетентность

педагогов

 

 

 

План  - график повышения квалификации педагогических работников

в течение 2014-2016 годов по плану-графику  ИРО, МОУ ДПО ИОЦ

Зам. директора гимназии по УВР

Старший воспитатель

3.2.

Участие педагогов дошкольных групп гимназии № 18 в семинарах, конференциях различного уровня по проблематике ФГОС ДО

Материалы конференций, семинаров

в течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

Старший воспитатель

3.3.

Повышение квалификации педагогов через систему внутренних мероприятий дошкольных групп гимназии № 18 по введению ФГОС ДО

Дорожная карта

по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

в течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

Старший воспитатель Рабочая группа

IV. Создание информационного обеспечения реализации ФГОС ДО

4.1.

Информирование общественности о подготовке к введению и порядке перехода на ФГОС ДО  через сайт дошкольных групп гимназии №18

Информирована общественность о ходе   введения ФГОС ДО.    

Создание ссылок «ФГОС ДО» на сайте  

Не реже 1 раза в квартал

Зам. директора гимназии по УВР

 

4.2.

Размещение на сайте краткой презентации основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18

Информирована общественность о содержании основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18

Презентация основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18

Декабрь 2014 года

Зам. директора гимназии по УВР,

Старший воспитатель

 

4.3.

Организация информационных сообщений и выставок для родителей и педагогов дошкольных групп гимназии № 18 по вопросам внедрения ФГОС ДО

 

Информированы родители и педагоги о ходе введения ФГОС ДО.

Информационные сообщения:

1.Методология ФГОС ДО

2.Концептуальные основы ФГОС ДО

3. ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Материалы с выставок

«Стандарт нового поколения»

1 раз в квартал

Зам. директора гимназии по УВР

 

4.4.

Предоставление информации для Департамента образования

Информирован департамент образования о  ходе введения ФГОС ДО в дошкольных группах гимназии № 18

 

Отчеты, информационные справки

По запросу

Зам. директора гимназии по УВР

 

V. Создание материально-технического обеспечения реализации ФГОС ДО

 

5.1.

Обновление  развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп гимназии № 18  в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Обновлена  развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО

(в соответствии с п. 6.2)

Аналитическая справка результатов внутреннего контроля

в течение 2015 – 2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР

Завхоз

 

5.2.

Обеспечение печатными и электронными ресурсами педагогов дошкольных групп гимназии № 18

Оснащение дошкольных групп гимназии № 18 печатными и электронными ресурсами образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Литература в соответствии с ФГОС ДО

Банк данных информационных ресурсов

(презентации, буклеты, информационные сообщения, материалы с семинаров, педсоветов, консультаций и др.в соответствии с п. II, IV)

в течение 2015 – 2016 годов

Рабочая группа

5.3.

Разработка и использование электронных образовательных ресурсов для воспитанников дошкольных групп гимназии № 18

Разработаны электронные образовательные пособия  для детей по  технологии «Моя математика»

Электронные образовательные пособия по технологии «Моя математика»

в течение 2014– 2015 учебного  года

Воспитатель приоритетного направления

VI. Создание финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ДО

6.1.

Стимулирование работников дошкольных групп гимназии № 18 по результатам деятельности в рамках введения ФГОС ДО

Заинтересованность работников дошкольных групп гимназии № 18 в организации деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Протокол заседания комиссии

в течение 2014-2016 годов

Председатель комиссии по распределению стимулирующей части фонда заработной платы

6.2.

 

Разработка и реализация плана  расходов  необходимых для введения ФГОС ДО

Создание условий для введения ФГОС ДО в соответствии с  основной образовательной программой, действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников  дошкольных групп гимназии № 18

 

Приобретены средства обучения и воспитания, в том числе технические  (для музыкального зала , спортивного зала и площадки, групповых комнат)

 

Обновлена материально-техническая база и специфика кабинета приоритетного направления,  привлечен к работе педагог– специалист.

Смета расходов

 

 

 

 

в течение 2014-2016 годов

Зам. директора гимназии по УВР, старший воспитатель,

Старшая медсестра

Завхоз

 

  

Использованные сокращения:

 

Примечание:

Индикатор (лат. indicator — указатель) 

                    — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.

                    — прибор, устройство, информационная система, вещество — объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого   процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно или другим, легко интерпретируемым, способом.

                  — система признаков, позволяющих оценить состояние системы.

                   — признак, отражающий изменение параметра какого-л. процесса или состояния, характерного для какого-л. объекта наблюдения.

Показатель -  

                    — Признак, свидетельство чего-л.

                    — Явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса.

  

Пример 1.: Мероприятие   - Методическое сопровождение педагогов в процессе введения ФГОС ДО.

                    Ожидаемый результат    - Осуществлено  методическое сопровождение педагогов в процессе введения ФГОС ДО.

                    Индикатор/показатель - 100% (70, 80) педагогов охвачены методическим сопровождением.

 

Пример 2.: Мероприятие   - Внесение изменений в локальные акты… .

                    Ожидаемый результат    - Внесены изменения в локальные акты: …, …, …,.

                     Индикатор/показатель – Наличие локальных актов, изменённых в соответствии с требованиями, регламентирующих деятельность детского сада в 

                      условиях  введения ФГОС ДО

 

Пример 3.: Мероприятие   - Семинар «Планирование педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО»

                    Ожидаемый результат    - Проведён семинар «…».Разработаны материалы по обеспечению планирования деятельности … (указать какие)

                    Индикатор/показатель – Наличие сценария проведения семинара.  Наличие разработок (указать каких). Факт проведения семинара.

 

Организация деятельности рабочей группы по введению ФГОС ДО:

§  Изучение нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных групп гимназии № 18 в соответствии с ФГОС в процессе самообразования с последующим обсуждением изученного материала

§  Подготовка и проведение образовательных событий по вопросам введения ФГОС ДО

§  Разработка основной образовательной программы дошкольных групп гимназии № 18 в соответствии с  требованиям ФГОС ДО

§  Работа по интеграции  областей. Определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию областей в соответствии с ФГОС ДО

Создание системы работы, обеспечивающей сопровождение педагогических работников в процессе введения ФГОС ДО:

- Организация работы внутреннего постоянно действующего семинара для педагогов по теме « ФГОС ДО , плавный переход на новый стандарт дошкольного образования»

-Кураторство педагогов по вопросам  планирования и организации педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО

-Разработка  методических рекомендаций по организации образовательной среды для ребенка  в соответствии с ФГОС ДО.  развивающему предметно-пространственной среде) Взаимодействие со взрослыми, другими детьми

- Консультирование по вопросам введения ФГОС ДО индивидуальные, по возрастным группам, молодых специалистов, по запросу

-Привлечение педагогов к создание копилки идей по введению ФГОС ДО

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»